Страница 1 из 1

Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 21 фев 2008, 17:14
Волонтер
Ошибки волонтеров, наиболее часто встречающиеся в их деятельности

В этой статье мы постараемся кратко обрисовать основные ошибки, которые чаще всего допускаются волонтерами в ходе их деятельности.

«Все дети-сироты – ангелы», «все дети-сироты – ужасные эгоисты».


Ни то, ни другое неверно. Если Вы придерживаетесь первой точки зрения, это значит, что Вы только начали посещать детдом и все еще видите детей через «розовые очки», которые достаточно быстро спадут при более тесном общении. Если второй – значит, процесс уже пошел, но Вас что-то сильно раздосадовало и разочаровало в каких-то поступках детей. В ПОСТУПКАХ, а не в ДЕТЯХ. Этот факт надо проанализировать, понять и принять.

В реальности дети-сироты – не те сладкие детки из социальной рекламы, которые смотрят кротко грустными глазами на Вас и будут благодарны и обязаны по гроб жизни за любую улыбку и доброе слово. Неужели Вы всерьез думаете, что вот Вы появитесь в детдоме как всадник на белом коне и всем вдруг станет хорошо и здорово, и все проблемы сами растворятся вдруг? Это иллюзии, так не бывает. Дети-сироты – это уже давно сформированные личности и попадая в атмосферу детдома, довольно быстро взрослеют по сравнению с обычными детьми. Так что максимум, каким образом Вы лично можете на них повлиять – это немножко смягчить генеральную линию недоверия к миру.

У большинства волонтеров до начала их деятельности уже есть сформированная в уме картинка «как они будут помогать», основанная на их представлениях, телевизионных передачах, газетных и журнальных статьях, а также на рассказах знакомых. И когда реальность не совпадает с мечтами и иллюзиями, бывает очень больно и может начаться некая ломка стереотипов, что не позволит продолжать поездки. Поэтому наш совет – ничего не планировать в начале, стараться анализировать происходящее, принимать все, как есть, адаптироваться к тем условиям, которые уже сложились, и методом проб и ошибок постоянно искать оптимальный вариант деятельности и отношений с детьми.


Распыление сил.

Очень часто бывает так, что человек, впервые открывший для себя сферу сиротства, начинает семимильными шагами помогать всем нуждающимся без разбору, не жалея собственных средств и сил.

Вы должны достичь определенного баланса и гармонии в своей жизни, чтобы поездки к детям просто стали обычной неотъемлемой частью Вашей жизни, необходимой и в то же время естественной, о которой даже и не задумываешься, почему и зачем это делаешь. Такой же привычкой как дышать, ходить или общаться с друзьями.

С другой стороны, не стоит всю свою личную жизнь посвящать исключительно детям-сиротам. У Вас обязательно должно оставаться время и для себя, для своей семьи и друзей, для своих увлечений, иначе Вам неоткуда будет брать полезную информацию, энергию и ресурсы для работы с детьми. Слишком большая зацикленность на благотворительности не может не привести к перекосам в отношениях с другими людьми, что нездорово отразится на развитии Вашей личности, и в конечном итоге – на детях, так как Вы можете стать для них попросту неинтересны.

Поиск «своих» детей.

Вы можете столкнуться с такой ситуацией, что придя, например, в детдом с уже оформленной загодя программой обучения полезным навыкам, например, старших детей, можете вдруг обнаружить, что этим прокуренным 15-17 подросткам все Ваши педагогические потуги грубо говоря «до лампочки» и все, что они от Вас хотят – это каких-то подношений, подарков, праздников, в общем «хлеба и зрелищ». Ну и что делать в такой ситуации? Давить на психику, давить через руководство? Ну хорошо, заставить-то один-два раза Вы их можете, но будете ли Вы получать удовольствие от такого принудительного «взаимного» общения?

Правило здесь одно – «насильно мил не будешь». Если Вы найдете хотя бы одного ребенка в детдоме, который рад именно Вам, Вашему приходу, а не только Вашим подаркам, то значит, ради него одного и стоит приходить. Если таких детей 6-10 человек – это уже просто отрада для души, и тогда стоит прилагать все усилия и вкладывать в них свою душу и силы, оно того стоит. То есть Ваша задача – найти свою целевую группу детей, с которыми удастся наладить душевный контакт, ради которых Вы и будете приходить. И не страшно, если изначально хотели возиться с малышами, а оказалось, что Вас с нетерпением ожидают старшие, или хотели вышивать крестиком с девчонками, а от Ваших поделок без ума мальчишки и готовы день и ночь слушать Ваши байки о походных приключениях.

Ну, а уж если Вы вообще никого не смогли найти, кто бы Вам хоть немножко симпатизировал из детей, остается только посочувствовать – ищите другой детдом или меняйте что-то в себе. Или же этот вид помощи – детям – Вам совсем не подходит.

Ваше огромное преимущество перед школой и работой воспитателей – это полная свобода в отношениях с детьми. Они выбирают Вас, Вы выбираете их. Вы не можете и не имеете права заставлять ребенка общаться с Вами, и Вы и он это прекрасно понимаете, поэтому все, что Вы ни делаете – это все по обоюдному согласию и взаимному расположению. Точно то же относится и к Вам – если Вас не устраивают отношения с кем-то из детей – Вы вольны и можете их прекратить или ограничить в любой момент. Ориентируйтесь на главный индикатор – чувство радости после общения, которое никогда не позволит ошибиться в выборе.

Потребительское отношение детей.

Что делать и как вести себя в ситуации, когда ребенок постоянно выпрашивает себе «подарочек»? Можно попробовать объяснить ему, что просто так подарки никто не приносит, а только по особым празникам – день рождения, новый год и т.д. Что подарок стоит денег, а деньги зарабатываются нелегким трудом. На худой конец – что Вам нечего будет кушать и Вы не сможете постоянно приезжать к нему в гости, если в каждый приезд он будет требовать или просить подарок.

Но если честно, такое явное «вымогательство» со стороны детдомовских детей нам встречалось достаточно редко. Наоборот, где-то лет с 11 они хотят чувствовать себя независимо и очень настороженно относятся к разным способам «купить» свое расположение.

Другое дело, что любая сфера совместной деятельности, предложенная Вами, может рассматриваться ими с точки зрения «а что мне это даст?», «можно ли тут как-то поразвлечься?». И тут уж только от Вас зависит, сможете ли Вы увлечь детей своими идеями или нет, не допуская с их стороны потребительского отношения.

Поиск «своего» занятия.

Маленький совет (основанный на нашем опыте) – лучше всего рассказывать или заниматься с детьми тем, что Вы просто ну очень хорошо знаете или умеете. То есть это может быть или Ваша основная сфера деятельность или любимое хобби. Все надежды на то, что Вы выучите нечто новое для себя, начиная заниматься этим делом вместе с детьми, могут не оправдать себя. На самом деле, так можно только потерять время, так как, чувствуя Вашу некомпетентность, дети могут перестать доверять и в других вопросах.

Разумная жесткость, разумная гибкость.

Основой плодотворного общения с детьми является разумное сочетание любви и строгости. Нельзя позволять полностью садится себе на шею, выполняя любые капризы ребенка. В то же время нельзя постоянно «муштровать» его, требовать невыполнимого – он может сломаться, поскольку и так его жизнь большей частью проводится в жестких казарменных условиях школы и детдома. Всего должно быть в меру в отношениях.

Вы можете предложить на выбор сферы совместной деятельности, и уже дело самих детей выбрать то, что им подходит. Только примите во внимание тот факт, что их настроение и желание чем-то заниматься может каждый раз меняться - «сегодня хочу, завтра не хочу». Сегодня ребенок с радостью бросается Вам на шею при встрече, а завтра хмуро и уйдя в себя еле бросает «здрасте». Это нормально и предсказуемо. Просто понадобится время и большое терпение, чтобы ситуация стабилизировалась.

А вот если ребенок ведет себя явно некорректно, не стоит терпеть такое отношение – намного честнее дать ему сразу понять это. Любое явное отклоние поведения от общепринятых рамок должно встречать жесткий отпор, и такое отношение со стороны взрослых будет намного лучше будет воспринято самим же нарушителем спокойствия, чем попытки заигрывать с ним и сюсюкать.

Когда же проявлять мягкость и гибкость? Предоставьте множество вещей для самостоятельного выбора ребенка – вид и время совместных занятий, если Вы на экскурсии - возможность самому заказывать себе блюда в кафе и расплачиваться за них, купить билеты или выбрать дорогу по карте к месту экскурсии, если покупаете ему вещи – возможность подобрать цвет и форму, если игрушки – пусть он сам выберет, что ему приглянулось. Если что-то не выходит во время занятий, ребенок расстроен – успокойте его, скажите, что все получится, надо только время, не стоит в такие моменты жестко давить или подначивать, что у него что-то не получается.

Если Вам тяжело.

Причины могут быть разными – плохо проведено занятие и Вы сердитесь на себя за то, что могли что-то сделать по-другому; дети каким-либо образом поступили нехорошо; что-то не ладится в отношении с ними. Совет – не замыкайтесь в себе и не бросайте на полпути начатое.

Желаем всем волонтерам допускать поменьше ошибок в своей деятельности, а если появится какая-нибудь сложная ситуация – мы готовы обсудить ее на форуме и помочь, чем сможем. Просто знайте, что Вы не одни.

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 21 окт 2009, 14:16
Серг
Спасибо. Очень ценная информация.

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 23 окт 2009, 16:42
loiri
Спасибо, отличная статья!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 31 окт 2009, 23:43
Annie
познавательно! спасибо! ;)

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 26 янв 2010, 15:26
Shun
Да, правда! Получила ответы на многие вопросы! Спасибо!!!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 18 фев 2010, 15:58
meridianventor
Спасибо, Илья!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 25 июл 2010, 10:01
Larek
спасибо, это очень важно...

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 30 авг 2010, 08:45
dj_den
8-) Thenk you! It good text!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 20 сен 2010, 19:30
ЮлиАнна
Насчет того пожелания в конце:"Желаем всем волонтерам допускать поменьше ошибок в своей деятельности",я абсолютно согласна,хоть и ошибки тоже полезны и нужны,т.к. без них никуда!А статья конечно отличная,хотя если человек живет в гармонии с самим собой,и занимается волонтёрством от "чистого сердца",то я думаю он в принципе будет делать так как в данной статье и написано!!! ;)

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 10 ноя 2010, 14:48
Иллюзия
Спасибо. Всё так грамотно написано.. и разложено по полочкам ))) Есть о чём подумать))))

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 20 ноя 2010, 01:32
аВась
Юль,таких как ты :roll: здесь мало...............................

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 29 дек 2010, 14:22
Nandy
Очень полезные советы! Спасибо!)
Раньше я немного терялась, когда детки выпрашивали подарки. Теперь буду знать как правильно себя вести.

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 15 янв 2011, 03:32
Alenushka
спасибо) полезно ! ))

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 16 мар 2011, 12:00
lena_su
Спасибо, полезная информация!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 21:41
Рина
Спасибо! Очень полезные советы! Есть над чем подумать... Немного волнительно перед первой поездкой..

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 15:04
V e s n a
спасибо, Илья!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 17 окт 2013, 15:43
Михей
Спасибо! есть о чем подумать и над чем задуматься...

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 20:44
Светлана Герц
Спасибо! Очень хорошая статья)

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 21:30
Timon
А вот замечательное видео в дополнение к статье! Приятного просмотра.
https://www.youtube.com/watch?v=toN-6tVghOI

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 22 май 2014, 20:50
GAMMA
Спасибо! После прочтения я задумалась..., но не передумала! :!:

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 12:39
Anna Summer
Спасибо, очень полезные рекомендации!

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 29 мар 2015, 10:07
САС
Спасибо , очень многое прояснилось .

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 10:21
Серёж
Полезно перечитать :)

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 13 май 2015, 16:28
dobryakk
Благодарю за статью.

Редакторам:
подредактируйте фразу "и такое отношение со стороны взрослых будет намного лучше будет воспринято самим же нарушителем спокойствия"

Re: Частые ошибки волонтеров в общении с детьми

СообщениеДобавлено: 29 ноя 2016, 17:15
Таня
Мне вот эта статья понравилась, там много про подростков-волонтеров, но применимо в принципе ко всем, поскольку там рассказывается про особенности детей: https://www.miloserdie.ru/article/yunyj ... opasnosti/


— Что делать с контактами после поездки? Все же обмениваются телефонами. С одной стороны, хорошо. С другой, надо ли этот момент контролировать?

— То, что дети начинают потом звонить, — это нормально. Но волонтеру неплохо бы заранее понимать свой временной ресурс. То есть, если я, например, не могу общаться в течение недели, лучше об этом прямо сказать сразу, чем бесконечно скидывать эти звонки. И эта договоренность должна быть установлена с самого начала. Второй момент:

волонтер должен быть готов к тому, что ребенок из детского дома может звонить и рассказывать, какая у него ужасная жизнь, и как ему срочно нужны деньги.

Когда ты находишься с человеком рядом, то можешь как-то соотнести рассказы с окружающей обстановкой. А по телефону очень хочется сразу бежать и спасать.

И здесь опять бывают всякие необдуманные истории, когда волонтер начинает призывать милицию, администрацию детского дома, а потом выясняется, что ребенок все придумал.

Опять же, по телефону проще разводить на деньги, потому что «позвонила кровная мама, а я не могу перезвонить…» И волонтер должен очень четко понимать, что любая денежная помощь в этой ситуации вредна.

Для того, чтобы уменьшить опасность от таких ситуаций, с волонтером неплохо бы даже заключать договор, в котором заранее проговаривать:

сколько времени он готов тратить на волонтерскую помощь, что он должен посещать детский дом регулярно. Что во всяких резких ситуациях он, прежде всего, обращается к супервизору.

Но на самом деле звонки из детского дома – это прекрасно. Потому что в идеале так волонтеры становятся наставниками. А наша задача – обеспечить ребенка контактами, на которые он мог бы опираться после того, как выпустится из детского дома. Чтобы у этого ребенка был телефон человека, которому можно позвонить и спросить, что делать в той или иной ситуации.