Советы старожилов Клуба
Добавлено: 13 сен 2010, 17:12
Благодаря Юлии, у нас появилось несколько отличных заметок, которые помогут волонтерам и новичкам в доброй деятельности!
Юля спасибо!
Как сократить количество просьб детей о подарках
Для этого необходима единая концепция для всей команды. Т.е. каждый волонтер должен отвечать всегда одно и то же.
- концепция дарения подарков обязательно должна быть предусмотрена и озвучена для волонтеров Куратором учреждения (например, если нельзя дарить индивидуальные подарки, то никто не дарит. Если нужно исключение из правила, необходимо согласовать с Куратором). Все вопросы о подарках от детей и администрации направлять к Куратору.
- дарим подарки не каждый приезд, т.к. мы не спонсоры, а просто друзья
- если дарим, то не просто так, а обязательно по поводу (участие в мероприятиях, праздник)
"А что, ты не будешь рад, если мы приедем без подарков, просто так?"
"Понимаешь, если ты это сделаешь, нас воспитатели будут ругать, и, может быть, вообще запретят сюда приезжать"
Если вы боитесь, что это оттолкнет детей от вас и разрушит сложившиеся дружеские отношения, проверьте - это не так )
Даже такая на наш взгляд мелочь, как подаренный пустой тюбик краски, выставляет ребенка в глазах других детей счастливчиком, а их, соответственно, неудачниками. В итоге, получаем массовую реакцию из серии "Ему дали, а мне?!".
У многих детей в голове крепко сидит "синдром сиротства" ("меня должны всем обеспечивать и жалеть, т.к. я обделен жизнью"). Не стоит ухудшать его, открыто проявляя жалость к детям. Да, сейчас их жалеют, обеспечивают, спонсоры просто так дарят подарки, но это кардинально меняется после выпуска. Детям неизбежно придется существовать самостоятельно, и в этой жизни синдром сиротства может привести к последствиям вплоть до попадания в тюрьму (там тепло, кормят, всем обеспечивают = как в привычной атмосфере детского дома). Поэтому такая жалость зачастую только вредит детям.
Стоит учесть, что воспитателям часто выгодно настраивать детей на выпрашивание подарков у москвичей. Нельзя их в винить в этом, зная, что зарплаты сотрудников и государственные дотации учреждений оставляют желать лучшего. Тем не менее, необходимо четко дать понять, зачем Клуб волонтеров приезжает в ДД и ШИ - это проведение внеклассных мероприятий, социализация детей.
Изменить ситуацию совсем не сложно.
Представьте, первая поездка. Дети у каждого волонтера просят подарок. Волонтеры, как один, отвечают одно и тоже: "Разве ты не будешь рад приезду волонтеров без подарков? Да, мы иногда привозим подарки к празднику, но мы не спонсоры, а друзья, проводим МК, веселые старты, просто болтаем. У нас нет возможности каждый раз что-то привозить... Дать подарок только тебе? Ты остальным не скажешь? Ответь сам: это будет честно с моей стороны? Ведь у меня нет подарков на каждого, а выделять только тебя будет нечестно перед другими ребятами, согласись".
Значит, если все волонтеры отвечают одно и то же, выпрашивать у них подарки бесполезно.
Вторая поездка: то же самое.
Третья поездка: "А, это волонтеры, они не спонсоры, а друзья, приехали проводить МК, но с ними интересно болтать и мастерить поделки, поэтому я с ними"
Как стать авторитетным старшим другом для детей
Не стоит опускаться на одну ступеньку с детьми, вступая в словесную или, еще хуже, физическую борьбу, позволяя им почувствовать свое преимущество над вами (взял что-то без спроса, пролез без разрешения в кабинет, грубо отталкивая волонтера, не выполнил просьбу, ругнулся, начал спорить и т.п.).
Нужно помнить, что мы не просто друзья для детей, но старшие друзья
Приемы для установления авторитета и регулирования проблемных ситуаций
1) Быть спокойным и уверенным (ну или хотя бы казаться таковым). Ни в коем случае не кричать и не оказывать физическую силу. В некоторых случаях помогает специально пониженный голос (если вас изначально слышат)
2) Говорить строгим голосом, вежливо, но настойчиво, можно несколько раз повторять одну фразу, давая понять серьезность своей просьбы
3) В предложении не употреблять частицу НЕ (например, вместо "Не лезь" говорить "Пожалуйста, выйди из кабинета. Я не шучу")
4) Вообще, не запрещать и не спрашивать риторических вопросов, а всегда предлагать альтернативу поведения (например, вместо "Не ходи туда! Зачем пошел?" говорить "Пожалуйста, подойди ко мне, вот сюда. Давай будем играть в пантомимы. Ты не знаешь, что такое пантомимы? Я расскажу.. / А ты был на Веселых стартах? Как, еще не был? Они уже идут на площадке, беги, посмотри!"
5) Если образовалась толпа или драка, чтобы погасить накал, необходимо позвать каждого участника по полному имени ("Николай, Владимир, подойдите ко мне" ну или другое подходящее к ситуации действие) - это привлекает внимание, т.к. так детей назвают редко, и добавляет серьезности тону.
6) Всегда выручают для привлечения внимания хлопки ("Кто меня слышит, хлопните один раз!.. два раза.. три раза.. полтора раза.."). В итоге, после последнего хлопка образуется тишина, и вы можете говорить.
7) "Бомба". Например, ситуация выходит из-под контроля, необходимо произвести впечатление или резко сменить тему. Для этого неожиданно нужно сказать что-то эффектное, чего ребенок точно не знает, и что вызовет процесс осмысления. Например, если ребенок плачет, можно спросить "А ты знаешь, почему ласточки летают низко над землей перед дождем?", далее в образовавшейся паузе начать объяснять с терминами (влажность, осадок и т.п.), отвлекая. Можно про технику, явления природы, обычаи стран, загадывать логические загадки и т.п. Эрудированность повышает авторитет волонтера в глазах детей.
8) "Мини-шантаж" (диалектика): "Ну ты ведь умный парень/ симпатичная девушка!" (смысл: "Такие люди просто не могут делать то, что ты делаешь сейчас" = тебе это делать не нужно).
Юля спасибо!
Как сократить количество просьб детей о подарках
Для этого необходима единая концепция для всей команды. Т.е. каждый волонтер должен отвечать всегда одно и то же.
- концепция дарения подарков обязательно должна быть предусмотрена и озвучена для волонтеров Куратором учреждения (например, если нельзя дарить индивидуальные подарки, то никто не дарит. Если нужно исключение из правила, необходимо согласовать с Куратором). Все вопросы о подарках от детей и администрации направлять к Куратору.
- дарим подарки не каждый приезд, т.к. мы не спонсоры, а просто друзья
- если дарим, то не просто так, а обязательно по поводу (участие в мероприятиях, праздник)
"А что, ты не будешь рад, если мы приедем без подарков, просто так?"
"Понимаешь, если ты это сделаешь, нас воспитатели будут ругать, и, может быть, вообще запретят сюда приезжать"
Если вы боитесь, что это оттолкнет детей от вас и разрушит сложившиеся дружеские отношения, проверьте - это не так )
Даже такая на наш взгляд мелочь, как подаренный пустой тюбик краски, выставляет ребенка в глазах других детей счастливчиком, а их, соответственно, неудачниками. В итоге, получаем массовую реакцию из серии "Ему дали, а мне?!".
У многих детей в голове крепко сидит "синдром сиротства" ("меня должны всем обеспечивать и жалеть, т.к. я обделен жизнью"). Не стоит ухудшать его, открыто проявляя жалость к детям. Да, сейчас их жалеют, обеспечивают, спонсоры просто так дарят подарки, но это кардинально меняется после выпуска. Детям неизбежно придется существовать самостоятельно, и в этой жизни синдром сиротства может привести к последствиям вплоть до попадания в тюрьму (там тепло, кормят, всем обеспечивают = как в привычной атмосфере детского дома). Поэтому такая жалость зачастую только вредит детям.
Стоит учесть, что воспитателям часто выгодно настраивать детей на выпрашивание подарков у москвичей. Нельзя их в винить в этом, зная, что зарплаты сотрудников и государственные дотации учреждений оставляют желать лучшего. Тем не менее, необходимо четко дать понять, зачем Клуб волонтеров приезжает в ДД и ШИ - это проведение внеклассных мероприятий, социализация детей.
Изменить ситуацию совсем не сложно.
Представьте, первая поездка. Дети у каждого волонтера просят подарок. Волонтеры, как один, отвечают одно и тоже: "Разве ты не будешь рад приезду волонтеров без подарков? Да, мы иногда привозим подарки к празднику, но мы не спонсоры, а друзья, проводим МК, веселые старты, просто болтаем. У нас нет возможности каждый раз что-то привозить... Дать подарок только тебе? Ты остальным не скажешь? Ответь сам: это будет честно с моей стороны? Ведь у меня нет подарков на каждого, а выделять только тебя будет нечестно перед другими ребятами, согласись".
Значит, если все волонтеры отвечают одно и то же, выпрашивать у них подарки бесполезно.
Вторая поездка: то же самое.
Третья поездка: "А, это волонтеры, они не спонсоры, а друзья, приехали проводить МК, но с ними интересно болтать и мастерить поделки, поэтому я с ними"
Как стать авторитетным старшим другом для детей
Не стоит опускаться на одну ступеньку с детьми, вступая в словесную или, еще хуже, физическую борьбу, позволяя им почувствовать свое преимущество над вами (взял что-то без спроса, пролез без разрешения в кабинет, грубо отталкивая волонтера, не выполнил просьбу, ругнулся, начал спорить и т.п.).
Нужно помнить, что мы не просто друзья для детей, но старшие друзья
Приемы для установления авторитета и регулирования проблемных ситуаций
1) Быть спокойным и уверенным (ну или хотя бы казаться таковым). Ни в коем случае не кричать и не оказывать физическую силу. В некоторых случаях помогает специально пониженный голос (если вас изначально слышат)
2) Говорить строгим голосом, вежливо, но настойчиво, можно несколько раз повторять одну фразу, давая понять серьезность своей просьбы
3) В предложении не употреблять частицу НЕ (например, вместо "Не лезь" говорить "Пожалуйста, выйди из кабинета. Я не шучу")
4) Вообще, не запрещать и не спрашивать риторических вопросов, а всегда предлагать альтернативу поведения (например, вместо "Не ходи туда! Зачем пошел?" говорить "Пожалуйста, подойди ко мне, вот сюда. Давай будем играть в пантомимы. Ты не знаешь, что такое пантомимы? Я расскажу.. / А ты был на Веселых стартах? Как, еще не был? Они уже идут на площадке, беги, посмотри!"
5) Если образовалась толпа или драка, чтобы погасить накал, необходимо позвать каждого участника по полному имени ("Николай, Владимир, подойдите ко мне" ну или другое подходящее к ситуации действие) - это привлекает внимание, т.к. так детей назвают редко, и добавляет серьезности тону.
6) Всегда выручают для привлечения внимания хлопки ("Кто меня слышит, хлопните один раз!.. два раза.. три раза.. полтора раза.."). В итоге, после последнего хлопка образуется тишина, и вы можете говорить.
7) "Бомба". Например, ситуация выходит из-под контроля, необходимо произвести впечатление или резко сменить тему. Для этого неожиданно нужно сказать что-то эффектное, чего ребенок точно не знает, и что вызовет процесс осмысления. Например, если ребенок плачет, можно спросить "А ты знаешь, почему ласточки летают низко над землей перед дождем?", далее в образовавшейся паузе начать объяснять с терминами (влажность, осадок и т.п.), отвлекая. Можно про технику, явления природы, обычаи стран, загадывать логические загадки и т.п. Эрудированность повышает авторитет волонтера в глазах детей.
8) "Мини-шантаж" (диалектика): "Ну ты ведь умный парень/ симпатичная девушка!" (смысл: "Такие люди просто не могут делать то, что ты делаешь сейчас" = тебе это делать не нужно).